Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о ходе исполнения постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» 
     
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Московская Епархия
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ВИКАРИАТСТВО
ГОРОДА МОСКВЫ
Не так дым и смрадное испарение ест глаза, как обращение со злыми уязвляет душу.
(Св. Иоанн Златоуст)

ПУБЛИКАЦИИ
 
ГЛАВНАЯ
ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ
  ДОКУМЕНТЫ
МЕЖСОБОРНОЕ
  ПРИСУТСТВИЕ
НОВОСТИ
ПРАВЯЩИЙ
  АРХИЕРЕЙ
ВИКАРИЙ
СТРУКТУРА
  УПРАВЛЕНИЯ
БЛАГОЧИНИЯ
МОНАСТЫРИ
ХРАМЫ
  ВИКАРИАТСТВА
ПРОГРАММА 200
ОФИЦИАЛЬНЫЕ
  ДОКУМЕНТЫ
ВЕСТНИК
  ВИКАРИАТСТВА
КОНТАКТЫ
ССЫЛКИ
 

25.11.2019

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о ходе исполнения постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы проводим сегодня очередное заседание Совета, касающееся исполнения решений Архиерейского Собора 2011 года "О мерах по сохранению памяти новомучеников и исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших", и, в частности, исполнения тех рекомендаций, которые были приняты Советом на прошлом заседании — продолжить издание книг и брошюр с житиями новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также поиск и публикацию их духовного наследия.

В 2000 году Русской Православной Церковью была совершена масштабная канонизация новомучеников и исповедников Церкви Русской. Для общества масштаб этой канонизации, число канонизованных святых явилось неожиданностью. Думаю, что это одна из причин, почему это явление не было сразу усвоено нашим церковным и светским обществом. Но следует задаться вопросом — объективно и своевременно ли было событие, совпавшее с празднованием 2000-летия Рождества Христова, с днем освящения восстановленного Храма Христа Спасителя, с днем мученической кончины последнего настоятеля этого храма — протопресвитера Александра Хотовицкого? По истечении двух десятилетий мы можем сказать с полной ответственностью, что прославление новомучеников было исторически назревшим. Никто не может усомниться ныне, что гонения на Русскую Православную Церковь действительно были, причем, гонения именно за веру Христову. И в этих гонениях были и те, кто мужественно их перенес, и те, кто отрекся от веры, и те, кто сотрудничал с гонителями. И хотя может показаться, что мужественно перенесших гонения неисчислимое множество, что их большинство среди репрессированных в те трагические годы, в действительности их меньшинство. Они, как и в древности, составляли малое стадо, к которому обращался Господь, чтобы они не боялись этого лежащего во зле мира, ибо Господь победил мир. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской по внутренней своей сути во всем сходен с подвигом древних мучеников, разница лишь во внешней социально-политической обстановке, в которой он совершался, что потребовало от церковных специалистов многих трудов по ее изучению. Сами новомученики воспринимали суть мученического подвига одинаково с тем, как его воспринимали мученики в древности. Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, с детства мечтал о мученическом подвиге. Когда он был арестован и предстал перед судом и затем был приговорен к смерти, которую ждал в нелегких условиях советской тюрьмы, то понял, что вся окружавшая его обстановка и духовные переживания те же, что переживали мученики в древности.

Опыт новомучеников для нашего народа бесценен, ибо он показывает нам истинные ориентиры, показывает через подвиг людей, бывших почти нашими современниками, каким может быть твердое и непреходящее основание устроения жизни. Причем жизни всякого человека независимо от его профессии и возраста. Поэтому мы придаем большое значение усвоению нашим обществом духовного наследия новомучеников. С 2000 года прошло почти двадцать лет. Увидев в свое время, что общество недостаточно уделяет внимания этому явлению, Архиерейский Собор в 2011 году принял решения, исполнение которых должно было послужить популяризации славного подвига новомучеников, и в 2012 году Священный Синод учредил Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В целом епархии немало потрудились над тем, чтобы подвиг новомучеников стал людям известен, и теперь мы можем подвести некоторые итоги нашей общей деятельности. Архиерейский Собор 2011 года, положивший начало деятельности по популяризации подвига новомучеников, предлагал епархиям воздвигать храмы и часовни в честь новомучеников; совершать как можно чаще бденные, полиелейные и славословные им службы, особенно в местах, где они подвизались; чаще организовывать в епархиях конференции, посвященные подвигу новомучеников; воздвигать мемориальные доски, создавать музеи, посвященные новомученикам; инициировать наименование улиц в их честь и переименование тех, которые были в свое время названы именами гонителей; издавать книги с житиями новомучеников и их духовное наследие; кинематографистам создавать документальные и художественные фильмы.

В настоящее время духовенство епархий чаще совершает богослужения, приуроченные к дням памяти новомучеников, и участвует в них. Устанавливаются памятные доски, в различных епархиях устраиваются конференции, посвященные подвигу новомучеников, устраиваются паломничества к местам служения или кончины новомучеников, организовываются музеи, издаются книги и брошюры с житиями новомучеников и их духовным наследием. Продолжают освящаться в честь новомучеников храмы и приделы. В первопрестольном граде Москве освящены 47 храмов, 18 приделов и 5 часовен. Открыты музеи, посвященные новомученикам. Такой музей был создан Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в бывшем Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Создан музей памяти новомучеников и всех пострадавших в годы гонений при храме в честь Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. В Молдавской Православной Церкви в Православном центре "Святой апостол Иоанн Богослов" была открыта выставка и музей «Святые коммунистических тюрем».

Московская городская епархия приступила к изданию сборников житий новомучеников. Был издан сборник житий "Новомученики и исповедники Московского Северо-Восточного викариатства". Готовится к публикации сборник житий "Новомученики и исповедники Московского Восточного викариатства". В рамках Московской областной епархии готовится издание духовного наследия священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского, издаются сборники житий новомучеников, чья жизнь была связана с конкретными благочиниями Московской областной епархии.

Одним из существенных элементов канонизации и почитания святых является наличие их икон. Учитывая большое число прославленных новомучеников и добиваясь узнаваемости каждого в иконописном изображении, Архиерейский Собор в 2011 году поручил Синодальной комиссии по канонизации святых продумать возможность наименования каждого новомученика, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилия. Что касается архипастырей, то они именуются по занимаемой кафедре, и здесь все достаточно определенно. Но что касается остальных, то обилие одинаковых имен и священного сана не позволяло отличать их друг от друга. В Русской Церкви при именовании преподобных отличительным признаком было название места или монастыря, в котором подвизался подвижник. Так по месту подвигов названы преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Серафим Саровский, святые праведные Алексий Бортсурманский и Иоанн Кронштадтский. Следует, однако, заметить, что подвиг каждого из них совершался в определенном географическом месте или монастыре. Причем, именование подвижника было усвоено церковным сознанием еще при его жизни или сразу после его кончины, чего мы не можем сказать о новомучениках. Подавляющее большинство из них в условиях гонений не имели постоянного места служения и даже жительства, перемещаясь по всей стране. Исключение составляют единицы, такие, как блаженная мученица Матрона Анемнясевская, прожившая всю свою жизнь в одном месте и названная по месту, в котором жила. Поэтому были избраны для различения новомучеников их фамилии, что к этому времени прочно вошло и в гражданский обиход. И потому недопустимо, когда современные настоятели приходов или иконописцы произвольно дают новомученикам имена по наименованию тех мест, где новомученики некоторое время служили. В результате подобного рода произвольных действий мы снова можем лишиться возможности отличить одного новомученика от другого.

В некоторых случаях дело написания иконописных изображений новомучеников совершается не самым лучшим образом. В Екатеринбургской митрополии в Троицком соборе подворья Боголюбского женского монастыря, находящегося в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района, имеется икона священномучеников Александра Малиновского, Алексия Будрина и Льва Ершова, написанная на основании имеющихся их фотографических изображений. И это оригинальная икона. В Златоустовской епархии Челябинской митрополии на сайте Никольского собора в городе Сатки помещена та же икона, только на изображении у одного из священномучеников были добавлены усы и борода, у другого дорисована митра, а у центральной фигуры не стало палицы. И именуются они уже священномучениками Александром Махетовым, Алексием Канцеровым и преподобномучеником Иоасафом (Боевым). Такая практика недопустима. Тем более, что у всех трех новомучеников существуют вполне доступные фотографические изображения.

К сожалению, в приходах епархий даются произвольные наименования новомученикам в соответствии с тем или иным географическим местом, такое наименование прописывается и на иконе, и в результате мы не знаем, кто перед нами, и установить это можно только после дополнительных исследований. Например, в Бакинской епархии священномученик Иоанн Ганчев назван Иоанном Бакинским. В Бежецкой епархии мученик Сергий Бородавкин назван Сергием Краснохолмским. В Кинешемской епархии преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) назван не преподобноисповедником, а просто святым Леонтием Михайловским. В Благовещенской епархии священномученик Серапион Черных назван Серапионом Амурским; во Владимирской епархии священноисповедник Георгий Седов назван Георгием Романово-Борисоглебским; в Саратовской епархии священномученик Петр Покровский назван Петром Павлодарским, священномученик Владимир Пиксанов назван Владимиром Саратовским, священномученик Иоанн Днепровский назван Иоанном Полчаниновским; в Сердобской епархии преподобномученик Пахомий (Ионов) назван Пахомием Скановским и т. д.

При написании икон новомучеников желательно надписывать фамилии так, как они значатся в православной календаре. Например, в Екатеринбургской епархии священномученик Александр Попов на иконе значится, как священномученик Александр (без указания его фамилии), но между тем в этой епархии прославлено пять священномучеников Александров, и в результате мы не знаем, икона какого новомученика перед нами.

Это же следует учитывать епархиальным Преосвященным и при наименовании улиц в честь новомучеников. Например, в Бежецкой епархии ведутся переговоры с администрацией Удомельского городского округа о переименовании части улицы имени Попова в честь священномученика Димитрия Удомельского. Но священномученика с таким наименованием у нас в календаре нет, в календаре значится священномученик Димитрий Беневоленский, так и следует называть эту улицу.

Процесс наименования улиц именами новомучеников в настоящее время совершается непросто и идет медленно. Мы хорошо понимаем, что наименование улиц именами наших славных и добропобедных новомучеников — дело благое. Но оно не зависит целиком от пожеланий наших архипастырей, которые ведут переговоры со светскими властями, даже и при благожелательном отношении последних.

В Московской областной епархии также идет процесс именования улиц в честь новомучеников. В городе Егорьевске одна из улиц была названа в честь священномученика Андрея Ясенева. В Истринском благочинии площадь в поселке Глебовском ныне носит имя священномученика Алексия Смирнова; в городе Раменское сквер, находящийся неподалеку от Троицкого храма, где служил священномученик Александр Парусников, назван в его честь; в городе Шатуре одна из улиц была названа в честь Исповедников Шатурских.

Некоторые Преосвященные справедливо обращают внимание на трудности исполнения 5 пункта постановления Архиерейского Собора 2011 года, в котором рекомендуется епархиям инициировать наименования улиц, скверов и площадей в честь новомучеников. Они ссылаются на то, что в экономически депрессивных районах в настоящее время не осуществляется строительство зданий, совокупность которых могла бы сформировать улицу, площадь и тому подобное. Соответственно, не появляется новых улиц, площадей и скверов, в отношении которых можно было бы инициировать наименование их в честь новомучеников. А переименование имеющихся улиц влечет за собой проблемы организационно-юридического и финансового характера, связанные с заменой документов юридических лиц и проживающих здесь граждан. Однако, следует заметить, что у нас в стране все-таки происходят переименования улиц, несмотря на финансовые и организационные сложности. Иногда мы предпринимаем большие административные усилия в направлении переименования и недостаточные относительно раскрытия существа подвига новомучеников и в объяснении значимости их подвига для людей. Почему у нас чаще называют улицы в честь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого)? Потому что более или менее знают о нем, знают о его церковном и научном вкладе в отечественную науку. Неужели нам трудно объяснить важное значение подвига священника, служившего в том или ином селе, духовно опекавшего жителей в течение многих лет, бывшего единственным иногда нравственным просветителем в те годы, живым хранителем культурного и духовного наследия. Причем глубина и искренность служения такого священника запечатлена мученической кончиной. Неужели только потому, что такой священнослужитель не был еще и врачом, его значение меньше, чем святителя Луки? Наши духовные небесные звезды разнятся в славе, но все они звезды, направляющие путь человека ко Христу, освещающие этот путь, указывающие на те или иные препятствия прохождения этого пути, и подсказывающие, как преодолеть их.

Наименование улиц именами новомучеников проходит с трудом, но и когда власти идут навстречу епархии, это осуществляется в церковном отношении недостаточно грамотно. В городе Катайске Курганской области принято решение о наименовании вновь образуемой улицы именем священномученика Алексия Введенского. В решении о наименовании улицы написано: "Улица имени священника Алексия Введенского" (сокращенное название: "ул. Алексия Введенского"). В результате остается неясным — как будет называться улица? Архиепископ Лука в свое время отказывался читать лекции по медицине в мирской одежде, считая, что таким образом он будет показывать, что стыдится своего духовного звания. А если название улицы будет надписываться сокращенно, получится, что мы стыдимся назвать прославленного Церковью пастыря священником, не говорю уже — священномучеником.

Следует пожелать епархиям, чтобы они более внимательно относились к размещаемой на их официальных епархиальных сайтах информации, касающейся новомучеников, стараясь избежать неточностей и ошибок. Например, на сайте Нижегородской митрополии помещено жизнеописание неканонизованного священника Александра Николаевича Никольского, родившегося в 1870 году, но в действительности прославлен другой священник, его одноименник и однофамилец, Александр Семенович Никольский, родившийся в 1883 году, также служивший в данной епархии. На сайтах многих епархий, к сожалению, нет раздела, посвященного новомученикам, а в иных случаях в разделах, посвященных новомученикам, помещается и информация о репрессированных, не прославленных Церковью. В результате читатели не имеют возможности отличить прославленного святого от пострадавшего в годы репрессий. Было бы хорошей практикой, если бы на сайтах епархий имелся раздел — Календарь, в котором размещалась бы краткая информация о празднуемом в этот день новомученике.

Сегодня вашему вниманию будут представлены доклады и состоится их обсуждение.

Надеюсь, что вами будут высказаны предложения, которые помогут оптимально решать проблемы, связанные с увековечением подвига новомучеников. Благодарю за внимание».


  Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Православие и мир Общецерковная аспирантура телеканал Союз Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру Финансово-хозяйственное управление МП Московская (городская) епархия   119334, г. Москва, Андреевская набережная, д.2
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Почта: uzvicar@mail.ru   Телефоны: +7(963)770-10-30
  © 2013 Юго-западное Викариатство города Москвы
1664182