Митрополит Волоколамский Иларион: Без крещальной купели невозможно стать членом Церкви 
     
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Московская Епархия
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ВИКАРИАТСТВО
ГОРОДА МОСКВЫ
Всеобщая добродетель состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире.
(Св. Иоанн Златоуст)

ПУБЛИКАЦИИ
 
ГЛАВНАЯ
ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ
  ДОКУМЕНТЫ
МЕЖСОБОРНОЕ
  ПРИСУТСТВИЕ
НОВОСТИ
ПРАВЯЩИЙ
  АРХИЕРЕЙ
ВИКАРИЙ
СТРУКТУРА
  УПРАВЛЕНИЯ
БЛАГОЧИНИЯ
МОНАСТЫРИ
ХРАМЫ
  ВИКАРИАТСТВА
ПРОГРАММА 200
ОФИЦИАЛЬНЫЕ
  ДОКУМЕНТЫ
ВЕСТНИК
  ВИКАРИАТСТВА
КОНТАКТЫ
ССЫЛКИ
 

19.01.2020

Митрополит Волоколамский Иларион: Без крещальной купели невозможно стать членом Церкви

19 января 2020 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

За Литургией архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.

После великого освящения воды митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником, который в церковном календаре именуется Богоявлением. И это неслучайно, ибо в этот праздник вспоминается событие, описанное в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, когда Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна Предтечи.

Когда Иисус выходил из воды, люди услышали голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:17). И отверзлось небо, и Дух Божий в виде голубя сошел на Господа Иисуса Христа.

Это было первое в истории событие, когда три лица Святой Троицы явили себя в Своем неразлучном единстве, ибо Сын Божий присутствовал среди людей, Бог Отец подал Свой голос, а Дух Святой был явлен в виде голубя. Это троичное явление мы прославляем сегодня как Богоявление, ибо Господь открылся нам не просто как Единый Бог, но как Бог Единый в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа.

Почему же для нас это так важно? Почему исповедание Святой Троицы является основой христианского вероучения? Потому что Богу было угодно послать в мир Своего Единородного Сына, Который, как говорит святой апостол Павел, будучи в образе Божием, "не почитал хищением быть равным Богу" (Фил. 2:6).

Единородный Сын Божий, Который является Богом Воплотившимся, пришел на эту землю для того, чтобы даровать нам спасение. И путь к этому спасению открывается нам через погружение в воду.

Десятая часть Символа Веры говорит о Таинстве крещения как средстве нашего спасения и избавления от грехов. "Исповедую едино крещение во оставление грехов", — произносим мы. Через это крещение прошел каждый из нас. Без крещальной купели невозможно стать членом Церкви, невозможно получить спасение, которое даровано Иисусом Христом. Через эту купель мы входим в Церковь Христову, и через нее же мы входим в Царство Небесное.

Неслучайно святые отцы называют Церковь Христову небом на земле. Церковь существует в земной реальности, но она приобщает людей к Царству Небесному. Храмы Божии строятся на земле по всем законам земной архитектуры. Как и другие здания, они имеют свой фундамент, то есть они прочно укоренены на земле. Но в то же время реальность, которую они отрывают, к которой приобщают, неземного плана — это реальность Царства Небесного. И все, что мы видим в храме, напоминает нам об этой реальности. Вот почему храм, хотя и построен по обычным законам земной архитектуры, в то же время очень существенно отличается от обычных зданий, предназначенных или для офисных помещений, или для того, чтобы в них жили люди.

Храм построен не для того, чтобы в нем люди жили или работали, а для того, чтобы здесь пребывал Господь, чтобы мы с Ним встречались в храме. Потому и вся атмосфера храма напоминает нам о Небесном Царстве, к которому мы призваны здесь приобщаться. Это и иконы, которые открывают нам окна в мир иной. С икон на нас взирают люди, которые когда-то жили на земле и достигли святости. Они напоминают нам о том, что путь к святости открыт для каждого из нас. Через росписи на стенах храмов, через богослужения, через церковное пение мы приобщаемся к ангельскому славословию, которым ежечасно и ежеминутно прославляется Бог. И мы сами становимся участниками этого славословия, ибо когда мы молимся в храме, вместе с нами молятся и ангелы Божии; когда мы прославляем Бога, то и они вместе с нами Его прославляют.

Ко всем этим бесчисленным благам мы получили доступ через Таинство святого крещения.

Господь Иисус Христос сошел в воды реки Иордан после многих людей, которые приходили к Иоанну Крестителю, чтобы омыться в воде в знак покаяния. Но Сын Божий, Который не нуждался ни в покаянии, ни в крещении, сошел в воды Иордана для того, чтобы их освятить, наполнить Своим Божеством, чтобы всякому, кто войдет в эти воды, освященные Его присутствием, открыть путь к Царствию Небесному.

В праздник Крещения Господня мы совершаем по церковному уставу великое освящение воды. Мы освящаем воду в память о том, что Господь Иисус Христос сошел в эту воду. Мы освящаем ее для того, чтобы она стала для нас великой святыней, служила нам во исцеление души и тела. Мы эту воду пьем, помазываемся, ею же мы окропляем наших детей, наших близких. Мы окропляем этой водой свои жилища и дорогие для нас вещи. Через эту святую воду нам передается благословение Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, ибо все три Лица Святой Троицы участвуют в этом освящении воды: мы молимся Богу Отцу, Святой Дух сходит на воду для того, чтобы освятить ее, а Сын Божий незримо присутствует рядом с нами. И благодать Троичного Бога передается через нашу общую соборную молитву воде, которая становится для нас святыней, приводящей к Царству Небесному.

Будем просить Господа о том, чтобы Он помог нам быть истинными христианами, чтобы крещение, которое мы получили — кто-то в младенчестве, кто-то в детстве, а кто-то в зрелом возрасте — принесло в нашей жизни свои плоды. Чтобы благодать Троичного Бога — Отца, Сына и Святого Духа — всегда пребывала с нами и вела по пути к Царству Небесному. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

Служба коммуникации ОВЦС


  Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Православие и мир Общецерковная аспирантура телеканал Союз Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру Финансово-хозяйственное управление МП Московская (городская) епархия   119334, г. Москва, Андреевская набережная, д.2
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Почта: uzvicar@mail.ru   Телефоны: +7(963)770-10-30
  © 2013 Юго-западное Викариатство города Москвы
1665309